Посольство Российской Федерации в Республике Армения
ТЕЛЕФОН ДЛЯ ЭКСТРЕННЫХ СООБЩЕНИЙ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ПОПАВШИХ В ЧРЕЗВЫЧАЙНУЮ СИТУАЦИЮ, УГРОЖАЮЩУЮ ИХ ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЮ: (+374-94) 00-47-95
/

Достопримечательности Армении

Сагмосаванк

Все, кто посещал монастырь Сагмосаванк (1215 г.), расположенный на краю скалистого обрыва ущелья реки Касах, в один голос говорят: это место дарит ощущение полета.   Если искать намоленные места для обращения к Богу, то  Сагмосаванк может превзойти многие храмы. Да и место расположения настолько живописно, что трудно не почувствовать парение духа.

Монастырь находится на восточной окраине села Сагмосаван Арагацотнского района Армении недалеко от города Аштарак. Добраться до него от Еревана можно легко и быстро, поэтому место очень популярно у туристов.

Сагмосаванк переводится с армянского как «монастырь псалмов». Многие столетия это место было духовным центром и обителью монахов.  Местные жители рассказывают, что преподобные отцы-пустынники Сагмосаванка так благолепно пели псалмы, облегчая Божьей песней тяжесть труда прихожан, делая сносной бедность и скорбь, что люди уходили из церкви, наполненные огнем благородного воодушевления  и Божьей силой. Также есть легенда, что монахи Сагмосаванка обладали особым даром заговаривать змей. Оно и немудрено, благолепной песней можно заворожить и змею!

Главный храм монастыря носит имя Святого Сиона.   Возведен он был в 1215 году  князем  Ваче Вачутяном, который за период своего правления построил не одну церковь: Ованаванк, Тегер и др.  В 1235 году была построена небольшая церковь Святой Богородицы (Сурб Аствацацин), к которой прилегает книгохранилище (1255 год). В 1250 году был возведен Притвор. Восточная стена храма находится почти на самой кромке каньона, что создает впечатление, будто церковь   вырвалась из глубины ущелья и воспарила к небесам.

Книгохранилище заслуживает отдельного внимания. Построено оно было при продолжателе известной династии -  князе Курде Вачутяне и относится к числу редких и оригинальных сооружений.  В восточной стороне помещения находится алтарная апсида, а в юго-восточном углу - двухэтажный придел – большая редкость в сооружениях подобного назначения. Из книгохранилища ведут две двери - в Притвор и в церковь Аствацацин.  Особое внимание привлекает рельефное изображение восходящего солнца с лучами, а на примыкающей к ней арке - ангел и княжеский герб: орел с полураскрытыми крыльями и ягненком в когтях. Зодчий украсил отдельные части рельефа красными и черными камнями, покрасил белой, желтой и красной краской, что придало интерьеру нарядность.


Монастырь Мугни

Монастырь Мугни, расположенный примерно в 20 км от Еревана и в 2 км от Аштарака, похож на райский уголок. Тишина, которую время от времени рассеивает пение птиц, первозданность природы, чистота и красота духа – основные характеристики места, не говоря уже о том,  монастырский комплекс представляет собой сокровище армянской архитектуры ХVII века. Не такой уж древний монастырь, в отличие от других армянских монастырей, но, тем не менее, он имеет богатую историю.

 Исследователь, автор книги «Архитектурные ансамбли Армении» О.Х. Халпахчьян отмечает, что в XVII веке в Восточной Армении, находившейся под властью Ирана, наблюдается относительная стабилизация жизни, что не замедлило сказаться на оживлении экономики края. Восстанавливаются деревни, возводятся храмы, среди которых  и монастырь в селе Мугни Аштаракского района. «Расположенный на возвышенности, он служит архитектурной доминантой обширного поселения и прилегающей к нему территории,  - пишет исследователь. - Его единственная церковь Cвятого Георгия находится в центре огражденного стенами прямоугольного участка, северо-восточный угол которого занимают кельи и службы. В первом этаже северного крыла располагались кладовые, во втором — кельи монахов. Восточное крыло было более парадным. Наверху — покои настоятеля, к которым поднимались по наружной одномаршевой лестнице. Внизу — трапезная с кухней и кладовой. Для удобства обслуживания богомольцев она имела выход на небольшую площадь за восточной стеной монастыря. Здесь обычно останавливались повозки паломников».


Мец Анапат

Средневековый монастырский комплекс Татевская Большая пустынь (Татеви Мец Анапат) скрывается в глубоком ущелье реки Воротан. Спуститься туда можно либо по крутому серпантину, либо по лесной тропинке, плутающей меж диких зарослей груш, яблонь, шиповника, орешника. Увидеть же монастырь с высоты птичьего полета можно из кабинки канатной дороги «Крылья Татева».

 История основания монастыря начинается с 1660 года, согласно записям летописца Закария Агулеци,  когда неподалеку от старого селения Алидзор, руины которого сохранились по наши дни, страшное землетрясение разрушило приют отшельников Харанц. Тогда монахи Харанца под руководством настоятеля отца Аристакеса в нескольких километрах по-

строили  новую обитель - Мец Анапат. Из старой обители монахи перенесли овальный хачкар, который до сих пор стоит во дворе Большой пустыни. Неспроста монахи выбрали это благодатное место – рядом ворчливая река, богатые леса, прекрасные пастбища, в ущелье редко спускается туман, здесь всегда умеренный климат.  К обители ведут подземные ходы из Татевского монастыря, который возвышается на краю ущелья, что говорит о том, что обители сообщались, и в случае возникновения опасности монахи могли перемещаться, оставаясь незамеченными.В 1663 году в обители была сооружена трехнефная базилика Сурб Аствацацин (Святой Богородицы), о чем свидетельствует табличка над входом. В 1743 году к церкви был прист-роен притвор и портик, предназначавшийся для мелика Егана – об этом нам рассказывает надпись на северной стене. У северной стены храма сохранилась усыпальница архимандрита Аристакеса.


Татев

Где еще можно ощутить  такое состояние полета, как не в Татевском монастыре. Стоя  на краю глубокого ущелья, чувствуешь себя невесомым, светлым: парение духа и божественный свет. И неспроста монастырь назван «Татев», что в переводе с армянского означает «дай крылья». Легенда гласит, что мастер, завершив работу, встал на краю ущелья и взмолился: «Окни, Сурб, та тэв» («Да ниспошли, Святой Дух, крылья!»), — и бросился в бездну. Но сила молитвы дала ему крылья – мастервзлетел, а место назвали «Татев».

Татевский монастырь был основан в IX веке и несколько столетий являлся религиозным и интеллектуальным центром Сюника. В Средневековье здесь развивались монастырская школа,  школа миниатюры и один из крупнейших университетов, в котором преподавали философию теологию, грамматику, физику, математику и астрономию, каллиграфию, родную речь, литературу, историю и архитектуру, обучали искусству миниатюры и стенной росписи, основам живописи и технике оформления книг. Университет готовил сановников, богословов, педагогов и специалистов по переписи манускриптов. Обучение длилось 7-8 лет. В Татеве, помимо 500 монахов, жили также философы, музыканты, писатели и художники. Расцвет университета связан с деятельностью ректоров Ованеса Воротнеци (1315-1388) и Григора Татеваци (1346-1410).  Университет просуществовал до 1435 года, когда конница Шахруха, младшего сына и преемника Тамерлана, сожгла обитель.   К главному храму Татевского монастыря примыкает гробница Св. Григора Татеваци.

Татев – это место, куда совершают паломничество даже в наши дни. Настоятель монастыря – архимандрит Микаэл   в 1995 году совершил пешее паломничество из Эчмиадзина в Татев. Шли паломники 10 дней. И тут он почувствовал, что обрел «свое» место. Вот уже шесть лет после рукоположения он служит в Татевском монастыре. Еще год назад он и еще один монах жили прямо в келье в монастыре, но помещение слишком холодное, батюшка подорвал здоровье… Сейчас монахи и паломники живут в специальном доме в деревне, спускаясь каждое утро в монастырь.